Работавшего заместителем Виктора Христенко в Минпромторге Станислава
Наумова назначили «иннократом», как он сам себя называет в своём блоге,
только в декабре 2010 года.
А этот самый его блог (stanislavnaumov.ru)
уже полон интервью, ссылок, текстов, новостей. Наумов с ходу заявляет,
что ему не хочется тратить время на очередное интервью о приоритетных
направлениях «Сколково», которых он уже успел нараздавать:
«Хочется,
чтобы диалог был пусть где-то противоречивый, взаимно дерзкий. Говорить о
целях, направлениях развития «Сколково», последних новостях —
неинтересно, это и так везде напечатано и кому нужно — прочёл, а
цитировать и комментировать негатив про «Сколково» просто бессмысленно»,
— распаляется Наумов.
Видимо, критика — больное место проекта.
«Когда от «Сколково» будут первые реальные результаты?» — задаю я
вопрос. Станислав Александрович возмущается, во-первых, постановке
вопроса — «что именно значит «реальные результаты», во-вторых, тому,
«почему именно с нас спрашивают сроки и результаты»: «Мы создаём
условия. Мы вкладываем в инфраструктуру, которую ни один частный
инвестор в одиночку на себе потянуть не может».
Сколько вкладывает государство и сколько частные инвесторы? «80 млрд
рублей даёт государство, 80 млрд рублей вложат частные инвесторы. Вот,
например, такой показатель есть: в этом году мы дадим 5 млрд рублей
примерно 100 проектам», — рассказывает собеседник.
Есть ли аналоги у «Сколково» в мире? «В мире нет аналогов, скорее
наоборот — в мире будут аналоги «Сколково», когда у нас всё получится», —
несмотря на воскресенье, Наумов активно и постоянно отвлекается на
деловые разговоры по телефону, в которых мелькают слова «проект»,
«возражения», «конференция», «Вексельберг».
Наумов рассказывает о проектах по энергоэффективности и разного рода
гибридным двигателям и агрегатам. Многое из этого можно увидеть в
«Ё-мобиле», который мог бы собираться и в Тольятти. «Но «Ё» будет
собираться в Санкт-Петербурге, потому что там есть соответствующее
отношение властей. Оно также демонстрировалось и в Самарской области,
но, видимо, требовало дополнительных консультаций», — рассказывает
Наумов.
Станислав Александрович рассуждает, что модель автомобильной отрасли
меняется, идея большого конвейера уступает место небольшим и менее
массовым производствам. Какова в связи с такими тенденциями судьба
Тольятти?
«Надо между Самарой и Тольятти сделать скоростную магистраль,
создать единую агломерацию, единый рынок труда. Такой тандем создаст
вокруг себя экономику большого города, обеспечит поплавок в виде
занятости в разных сферах, расширится возможность развивать новые
направления, например аэрокосмические. Когда будущее Тольятти осознаётся
только в связи с АвтоВАЗом — это неправильно. Сколько ещё миллиардов
нужно дать АвтоВАЗу?! На «Сколково» выделено гораздо меньше денег. А
весь бюджет «Сколково» равен тому, что дали АвтоВАЗу во время кризиса.
Ну и что? Все же согласны, что надо помогать социально-экономическим
явлениям, на которые нельзя просто махнуть рукой. И к «Сколково» надо
относиться более терпимо!»
Наумов упоминает о проекте Жигулёвской долины, который затевали в самый
разгар экономического кризиса в Тольятти, ставшим заложником ситуации на
АвтоВАЗе: «IT-парк, который я лично включил в программу высокотехнологических парков под эгидой Минкомсвязи, мог бы уже работать
в Тольятти, но, к сожалению, ушло слишком много времени на
препирательства, выяснения, где его лучше поставить, оценку инвестиций и
субсидий. Была уникальная возможность взять один из практически готовых
объектов на территории города, достроить и запустить. Если бы сразу так
сделали, то наши сколковские резиденты были бы сейчас вашими».
На официальном сайте фонда (i-gorod.com)
про «Сколково» сказано так много, что, кажется, нет такого вопроса, на
который не найти ответа.
Например, там есть призыв о формировании виртуального представительства «Сколково» в
игре Second Life, о переписке с ICAAN по поводу создания доменной зоны
.skolkovo, есть видео того, как смешарики поздравляют председателя фонда
«Сколково» Вексельберга с днём рождения.
Про непосредственного руководителя Станислава Наумова в его блоге есть
также и первоапрельское письмо губернатору Московской области Громову с
просьбой «переименовать отрезок Минского шоссе, примыкающего к
инновационному центру «Сколково», в проспект им. В.Ф. Вексельберга, а
соответствующую часть Сколковского шоссе от МКАД до п. Сколково — в
проспект им. Р.К. Варданяна».
Станислав Наумов рассуждает о наукограде: «Как когда-то был создан
Тольятти, мы построим первый в России город, созданный по самым
современным требованиям градостроительства и даже где-то опережающим их.
Мы хотим, чтобы к нам со всего мира учёные приехали! При прочих равных
условиях мы хотим, чтобы там были лучшие условия для проживания с
семьёй. Да, там не будет частных квартир, домов, там это будет в виде
служебного жилья.
Наша задача — чтобы десятки тысяч человек там начали работать, чтобы на
этой территории мы создали новый тип отношений между умными и богатыми.
Чтобы богатые ценили умных, и чтобы умные становились богатыми.
Да, я хочу, чтобы мои дети учились и работали в «Сколково». Я буду там
жить. Мне хочется там жить, посмотреть, как будет устроено новое
городское пространство. Наши города надо перестраивать, и процесс этот
займёт лет 150, но начнётся он со «Сколково»!»
Про «Сколково» сейчас действительно говорится и пишется много критики —
от огульного народного крика «Распиловочная!» до серьёзных аналогий с
неудачными зарубежными проектами похожих наукоградов: под Куала-Лумпуром
(Киберджайя) и Алма-Атой (Alatau IT City).
Чем именно в итоге окажется «Сколково» — потёмкинской деревней и
пиар-проектом, удачной девелоперской разработкой модного коттеджного
посёлка или реальной фабрикой инноваций, — покажет время. Ведь с момента
объявления самой идеи, и идеи — тут мало кто станет спорить — весьма
нужной, прошёл всего лишь год.
Беседовал Максим Кудеров,
http://www.chaskor.ru/article/stanislav_naumov_chtoby_bogatye_tsenili_umnyh_i_chtoby_umnye_stanovilis_bogatymi_23250
|