BOHN: Последние Новости Суббота, 23.11.2024, 03:29
Меню сайта
Категории раздела
Политика [91]
Экономика [71]
Культура [25]
История [13]
Религия [2]
Россия [70]
Приколы [23]
События [52]
Вооружения [21]
Наука и техника [31]
Здоровье и экология [11]
Животные и природа [2]
Разное [31]
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Октябрь » 26 » Катастрофа Р-16. Как это могло быть
19:04
Катастрофа Р-16. Как это могло быть


Это – дополнение к посту про катастрофу ракеты Р-16 24 октября 1960 года. Я задумался – что же могло произойти на борту ракеты, почему включился двигатель второй ступени? Это же не чеку из гранаты вытащить… Я такой информации не видел. Конечно, где-то это написано, кому надо – знают. А вот в открытой печати вполне может и не быть. Ни к чему это, баловство…

Но я ж инженер, к тому же – по электричеству. К тому же – по ракетам в том числе. Мне интересно, как оно могло быть, чтобы вдруг «завелась» вторая ступень. Причём причина должна быть простой, примитивной даже. Никаких сложностей, одна простая ошибка.

Есть у меня такая версия.

Значит, смотрите.

Катастрофа произошла потому, что, как пишут, пошла циклограмма запуска двигателя второй ступени. То есть двигатель включился не вот тебе ни с того, ни с сего, а сработал штатно, по команде, выданной системой управления в соответствии с циклограммой работы второй ступени.

И получается у меня, что иначе и быть не могло!

Опыт работы с разгонным блоком «Бриз-М».

Разгонник летит поверх третьей ступени, и движок его, натурально, не работает. Когда его можно запустить? Когда разгонник отстыкуется от ступени,  и между ними образуется хотя бы несколько метров дистанции. Первое, что должен знать разгонник – что он отстыковался, точнее, что его отстыковали, взорвав пироболты, или там пиротолкатели… или пневмотолкатели, неважно. Дальше заранее известно, через сколько секунд образуется достаточное расстояние.

То есть важно знать момент расстыковки. А дальше запустим времязадающий механизм, он нам всё сделает. Переждёт, сколько надо, потом скомандует наддув основных баков, потом откроет клапана в малых баках высокого давления, оттуда горючка и окислитель пойдут в ТНА (турбонасосный агрегат), он раскрутится, тогда временник откроет клапаны главных магистралей, и компоненты пойдут в камеру сгорания маршевого двигателя. Встретятся, самовозгорятся – полетели!

Это, конечно, только наиглавнейшие операции и только в части, касающейся работы двигательной установки. Но нам сейчас только это и надо.

Итак, нужен момент отстыковки. Это можно сделать ну очень просто.

В разгоннике есть электроразъём, в нём два провода. Ответная часть этого разъёма механически связана с третьей ступенью, она остаётся с нею при расстыковке. А в той ответной части стоит проводочек, замыкающий те наши два провода в разъёме разгонника.

Так. От источника на разгоннике пускаем по этим проводам ток. Пока блок связан с ракетой, перемычка замкнута, ток идёт, и некий датчик это чувствует. Например, реле с нормально-замкнутой парой контактов: это такие контакты, которые, пока реле не под током, замкнуты между собой; а пустишь ток – размыкаются.

Ну вот, значит, у нас, пока перемычка соединяет провода на разгоннике, ток идёт, контакты разомкнуты. Достигли нужной скорости и места, происходит отсечка двигателей третьей ступени, расстыковка. Блок отходит от ступени, разъём разъединяется, перемычка медленно улетает вдаль вместе со ступенью… ток прерывается, контакты замыкаются, запускается наш пресловутый времязадающий механизм.

Пошла циклограмма запуска маршевого двигателя разгонного блока, которую я описал выше.
***

И вот, говорю я вам, то же самое могла произойти в тот день на площадке Р-16.

Стоит заправленная ракета. Раз она заправлена, она обязана быть под током. Там десятки, если не сотни разных процессов происходят.

Например, вот баки. Они наддуты, не до рабочего давления, но какое-то избыточное должно быть. Для сохранения жёсткости, чтобы, не дай бог, не возникло хотя бы малюсенькое разрежение – тонкая оболочка, каковой с точки зрения сопромата является бак, сразу сомнётся внутрь, она такие нагрузки совсем не держит.

Наддутость – не состояние, а процесс. Температура снаружи гуляет, значит, гуляет давление в баке. Его нужно постоянно измерять, а это – электрический датчик. Чуть упало давление – по его команде открывается клапан наддува, подаёт порцию воздуха – если это бак окислителя, или азота – если это бак горючего. Чуть давление превысило порог – он открывает дренажный клапан, травит избыток в атмосферу.

И там ещё много всякого нуждается в электричестве. Хотя бы концевые контакты этих клапанов – на земле ведь надо знать, в каком они состоянии. Да и величину давления, которую меряют наши электроманометры, тоже знать надо. И ещё десятки, сотни параметров, и всё это контролируется электричеством.

Думаю, я вас убедил: если ракета заправлена, то она – под током.

А дальше…

Представляете, группа офицеров и гражданских разработчиков склонилась над схемой:

– Иван Евгеньич, давай-ка посмотрим вот эту цепь и эту…

И командуют:

– Лейтенант Михлин, расстыковать ШО-32!

Затурканный лейтенант, третьи сутки без сна, бежит к ракете, лезет на ферму обслуживания, красными, сбитыми руками отворачивает накидную гайку, кряхтя, отстыковывает ШО-32 – большущий разъём на толстом, негнущемся кабеле…

А только те офицеры, которые над схемой, тоже третьи сутки не спят. Забыли они, что через тот же разъём замыкаются те самые два проводка, которые дают на вторую ступень признак отделения от первой. Забыли, не посмотрели – спешка, усталость, тоска – ну где же ты, сволочь, прячешься?! И – маршал на стуле, на лицо и смотреть боязно.

Перемычка отстыкована, ток прерван, нормально-замкнутые контакты замыкаются, временник запускается… пошла циклограмма пуска двигателя.

Всё, теперь уже ничего не исправишь.
***

Мне кажется, вполне вероятная версия.

Владимир Мейлицев, www.bwana.ru
Категория: История | Просмотров: 3253 | Теги: ракета, РВСН, Р-16, маршал Неделин, байконур, мбр, катастрофа | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Armator на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 2
1 FAB58  
0
Ну дааа.....
Все катастрофы так происходят. Тем более, что цепи с перемычками обычно не содержат косяков, поэтому о них все забывают начисто. А еще оченно любят отрубать или коротить разную защиту, которая воет. А потом не включают... так неотстыковываются ступени.
Скорее всего не совсем так, ибо разъем о котором идет речь можно расцепить только отстыковав ступени ракеты, но ведь протянуть эту перемычку через всю первую ступень (для запуска самоликвидации после рассыковки например - легко, тем более, что контактов в разъеме для обратной перемычки не хватило, а с нужным количеством контактов или не делают, или не лезет по месту, или ... Вы себе представуляете, что такое написать и подписать извещения на замену разъема на первой и второй ступенях, особенно, если их делают разные организации??! лет 10 лагерей курортом покажутся.) Короче виновата не штурмовщина и разгильдяйство, а просто "обнаружена критическая уязвимость в системе управления изделия. Необходимо установить сервис пак 1" Просто цена за уязвимость получилась высокая.

2 Armator  
0
Не знаю, можно ль тот разъём отстегнуть без расстыковки ступеней. Я на одноступенчатой служил... Но допускаю, что на изделии для первого пуска не всё было штатно. Какие-нибудь технологические разрывные платы... Могла технологическая вставка стоять, проверки сигналов ради. А может, там вообще команда идёт от нормально-замкнутого реле, а ему, скажем цепь нуля как-то разорвали, общую с чем-то другим. Полезли ради этого другого, а про реле не подумали. Вот это уж точно - критическая уязвимость.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Архив записей
Copyright Последние Новости BOHN © 2024
Компактный вид сайта
Создать бесплатный сайт с uCoz