В Foreign Policy вышла статья:
Кто
предполагал всего полтора года назад,
что одна из стран еврозоны, чья экономика
составляет элиту экономик Европы,
«сумеет» получить более низкий
кредитный рейтинг, чем Пакистан? И,
тем не менее, сегодня —
это статус-кво для Греции, ожидающей
реструктуризации своих долгов. Тем
временем две другие страны еврозоны —
Ирландия и Португалия —
уже находятся «под присмотром»
Европы, получая значительную помощь
для спасения банков.
И
кто предполагал, что рейтинговое
агентство осмелится покуситься на
священный индекс ААА кредитного рейтинга
США, единственного поставщика глобальных
общественных благ, таких как международная
резервная валюта (доллар) и финансовая
система, которая служит связующим звеном
в международных потоках капитала?
Однако, это именно то, что агентство
Standard & Poor’s проделало в августе. Оно
понизило статус США с ААА до АА+, сославшись
на политику неопределенности, проводимую
Вашингтоном, а также отсутствие
долгосрочного плана по решению финансовых
проблем национальной экономики.
И,
наконец, кто предполагал, что та же самая
страна, которая славится своим гибким
рынком труда и энергичным предпринимательством,
будет испытывать постоянно высокий
уровень безработицы? Что же, это внутреннее
дело США, где безработица стабильно
держится на уровне 9 процентов, однако
среди 20-24-летних —
это уже ошеломляющие 14,5 процента, и
проблемы, связанные с безработицей,
приобретает значительно более структурный
характер.
Конечно,
для таких изменений существуют несколько
веских причин. И все они говорят о
глобальной реорганизации, которая
кардинально меняют характерные черты
мировой экономики и принципы, по которым
она функционирует. В особенности три
изложенные ниже причины оказали наиболее
значительное влияние, и они будут
продолжать формировать будущий мир, в
котором всем нам предстоит жить.
Во-первых,
слишком многие страны с развитой
экономикой сталкиваются с глубоко
скрытыми проблемами, суть которых
заключается в их бюджетах и в структуре
их экономик. Это не просто рост безработицы
и быстро ухудшающееся государственное
финансирование, что в случае с Грецией
достигло тревожного уровня. Речь также
идет о проблемах на рынке недвижимости,
продолжающемся обвале на рынке
перекредитования и слабом
политическом руководстве, сопровождающимся
грязными политическими играми.
Во-вторых,
вместо решения этих структурных проблем,
политики скорее предпочитали отложить
их решение на будущее. В итоге проблемы
ухудшались и углублялись, а риск
неблагоприятного развития ситуации
только возрастал.
Наиболее
отчетливо это проявилось в Европе, где
подход по принципу ликвидности (т.е.
обеспеченности платежными средствами),
включающий накопление нового долга на
пике нарушения долговых обязательств
-
вновь был применен по разрешению
долгового кризиса Греции. Это переложило
также огромное количество задолженностей
частного сектора на плечи греческих и
европейских налогоплательщиков и
нарушило функционирование работоспособных
прежде ведомств, таких, например, как
Европейский центральный банк. Та же
ситуация сложилась и в США, где
беспрецедентным расходам по стимуляции
экономики не удалось достичь увеличения
роста и создания рабочих мест.
В-третьих,
несколько новых государств с развивающейся
экономикой достигли фазы быстрого роста
и до сих пор практически не сдерживались
мировыми проблемами развития. Это
Бразилия, Китай, Индонезия и несколько
других стран. В процессе развития они
усиливались так быстро, что их экономики
стали «перегреваться» в то время,
когда более развитые страны слабели.
Такая ситуация, когда менее развитые
страны более надежны и жизнеспособны,
чем их более развитые конкуренты, и
могут устойчиво развиваться до высокого
уровня, не влезая в долги, стала новой
для мирового рынка.
Если
не будет совершено серьезных стратегических
промахов —
таких, например, как крен в сторону
протекционизма, неуправляемые дефолты
или нарушения в международной системе
расчетов по платежам —
то нам следует ожидать, что эта глобальная
реорганизация будет продолжена.
Для
стран с развитой экономикой потребуется
несколько лет, чтобы полностью восстановить
свои бюджеты и восстановить условия
для обеспечения высоких темпов развития
и создания рабочих мест. В то же время,
распределение доходов и общественного
богатства станет более ассиметричным,
в зависимости от экономических и
социально-политических аспектов.
Сочетание
непропорциональных бюджетов и
разочаровывающе медленного роста
экономики означает, также, что экономически
развитые страны сделают выбор в пользу
совмещения различных подходов для
решения проблемы постоянно возникающих
долгов из-за того, что они продолжают
снижать срок выплаты кредита и усиливать
ответственность по долговым обязательствам.
Такие страны, как, например, Великобритания,
будут в первую очередь полагаться на
режим жесткой бюджетной экономии в
течение долгих лет. Другие, как Греция,
пойдут на реструктуризацию долга.
Не
забудем и про Соединенные Штаты, экономика
которых является ключевой в экономической
и финансовой системе мира. Первоначально
США сделают выбор в пользу ужесточения
санкций —
по существу скрытый механизм налогообложения
кредиторов и вкладчиков —
и в пользу попытки увеличения инфляции
для решения проблем бюджетного дефицита.
Однако, со временем, они вероятнее всего
будут вынуждены перейти к сокращению
расходов, которое будет сопровождаться
бурными политическими дебатами и
склоками.
Чем
хуже переход к новым условиям, тем больше
риск подрыва международного статуса
Америки как поставщика глобальных
общественных благ (международной
резервной валюты (доллар) и финансовой
системы — прим.
пер.) Это в свою очередь бросает вызов
всей международной валютной системе,
базирующейся на предположении, что ее
ядро —
Соединенные Штаты —
останутся экономически сильными.
Это
очень важный показатель того, что в
противном случае было бы гораздо более
обнадеживающей перспективой для
большинства, хотя и не для всех
развивающихся стран. Ожидания этих
стран связаны с продолжением сокращения
огромной разницы в доходах и общественном
богатстве по сравнению с развитыми
странами. В процессе этого, они будут
вытягивать миллионы граждан из бедности,
путем большего предоставления им
экономических возможностей и улучшения
доступа к образованию, здравоохранению
и питанию.
По
мере их роста, развивающиеся страны
будут претендовать на более высокую
долю в мировой экономике, в которой
по-прежнему преобладают и играют
главенствующую роль страны с развитой
экономикой. Вопросы управления на
глобальном уровне выйдут на первый
план. Международные ведомства и
организации вынуждены будут пойти на
серьезные реформы. И поэтому в
многосторонних переговорах должны быть
проявлено большее уважение к набирающим
силу развивающимся странам.
Все
это приведет к необычайно подвижной
глобальной экономике и миру, наполненному
четко сложившимися реалиями, которые
придут на смену неопределенности. И чем
раньше мы будем к этому готовы, тем
больше вероятность того, что мы окажемся
в выигрыше от происходящих преобразований,
а не наоборот.
|