Максим Кононенко пишет:
Вот у меня в марте, как известно, сгорела квартира. В ней было очень много хорошего. И мы с женой очень хотели бы забрать с собой
это хорошее. Но как же мы могли забрать его, если оно, извините,
сгорело?! Нет, мы не могли забрать то хорошее. Мы должны теперь наживать
новое хорошее. И, поверьте – мы наживем.
А вот еще пример. Это речь, которую произнес Леонид
Парфенов на церемонии вручения ему премии имели Владислава Листьева. В
этой речи Леонид Парфенов констатировал смерть телевизионной
журналистики в России.
Ну, констатировал и констатировал. А то мы этого
не знали и без Парфенова. Но что случилось дальше? А дальше случилось
удивительное. Речь Парфенова стала самым обсуждаемым событием дня. Ее
цитировали, выкладывали видео, обсуждали эту самую речь, спорили с
Парфеновым, припоминали ему былые грехи. Но… не на телевидении! А на
радио и в интернете.
Чувствуете парадокс? Не чувствуете?
Пользователи интернета телевизор не смотрят. Пользователи интернета всю информацию получают из интернета.
Пользователям интернета должно быть совершенно плевать – умерла
телевизионная журналистика или нет.
То же самое с радио.
Да, телевизионная журналистика умерла. Умерла ли при этом собственно
журналистика? Нет! Она жива. И Леонид Парфенов даже берет у нее
интервью.
Вот, кстати, посмотрите внимательно на это интервью. Я имею в виду
интервью, которое представитель мертвой телевизионной журналистики
Леонид Парфенов взял у представителя живой журналистики Олега Кашина.
Помните, с чего оно начинается? Леонид Парфенов идет по коридору, заходит в палату, где здоровается с
Кашиным. И Кашин здоровается с Леонидом Парфеновым! Несмотря на то, что
съемочная группа пришла в палату за полчаса до этого, устанавливала там
камеру и свет. То есть, мы видим постановку. Настоящий обман. В котором
участвует и Кашин – а куда ему деваться, если таковы законы телевидения?
Я сам, бывает, даю комментарии всяким телеканалам. И помимо моих
ответов на вопросы телевизионщикам обязательно надо снять пару моих
проходов по какой-нибудь дорожке плюс перебивки – чтобы картинка не была
слишком статичной. Скажем, когда был популярен проект Владимир
Владимирович™, снимавшие меня на эту тему телегруппы все время просили,
чтобы я сидел за компьютером и листал страницы сайта, а они снимали это
через мое плечо. И так было каждый раз, десятки раз! Притом, что я сам
по себе никогда так не делал. Я уже им предлагал – давайте мы это один
раз снимем и выложим где-нибудь в интернете, чтобы каждый телеканал мог
брать готовые перебивки и вставлять их в сюжет. Но нет! Каждому надо
свои – но всегда одинаковые.
Вот поэтому-то телевизионная журналистика и умерла. В силу
естественных причин. Потому что в журналистике важна информация. А в
телевидении важна картинка. И снимать картинку для того, чтобы поведать
информацию – глупо и нерентабельно. Рассказываем про посевную –
показываем поле. Рассказываем про послание президента Федеральному
собранию – показываем Мраморный зал, где сидят губернаторы, сенаторы и
депутаты. Потом показываем президента на трибуне. Что изменится, если
этого не показать? Ничего.
Вот развлечения – другое дело. Фигурное катание, футбол, сериал,
смешные лица Сергея Светлакова и Ивана Урганта. Лица не покажешь по
интернету (мы говорим сейчас только о буквах) и их не опишешь по радио.
Вот для этого нужно телевидение! А к подавляющему большинству информации
картинка ничего не добавляет. Разве что когда мэр Химок Стрельченко
выгоняет из своего кабинета Глеба Пьяных – вот в этом объеме
тележурналистика нужна. Но в этих объемах она существует!
То же самое происходит с газетами. Зачем нужен сложный
технологический процесс для того, чтобы напечатать на бумаге то, что
можно без всякого технологического процесса напечатать в интернете?
Только для того, чтобы напечатанное смогли прочитать те, кто не
пользуется интернетом. А тех, кто интересуется напечатанным в
качественных газетах и при этом не пользуется интернетом уже практически
не осталось. Ну или не останется в самом ближайшем будущем. И потом на
вручении какой-нибудь премии имени Артема Боровика (просто пример) к
трибуне выйдет, скажем, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов
и, не скрывая дрожания рук, объявит нам, что газетная журналистика
умерла.
Да, умерла. И что? Умерла ли при этом собственно журналистика как
процесс поиска и распространения информации? Нет, она не умерла. Более
того – журналистики в последние годы стало в сотни тысяч раз больше.
Потому что вместо ста газет у нас теперь есть миллионы блоггеров. Каждый
из которых участвует в процессе поиска и распространения информации. И
здесь, в отсутствие главных редакторов, начальников и начальников
начальников, как вы понимаете, никаких описанных Леонидом Парфеновым в
своей речи проблем не существует.
Так о чем тогда собственно речь-то?
А речь всё о том же, с чего началась эта статья. О попытках унести с
собой мощи. О попытках утащить с собой хорошее (то есть – собственную
молодость, крутость и значимость) из прошлого в настоящее, где ты уже
никому по большому счету не нужен. Пятнадцать лет назад ведущий
итогового шоу на федеральном телеканале был по влиятельности сравним с
премьер-министром. Сейчас итоговое шоу на федеральном телеканале никому
просто не нужно – потому что к концу недели все уже всё обсудили. Все
темы закрыты.
И бывшим ведущим итоговых телевизионных шоу от этого грустно.
Ну что же – я им сочувствую. Источник - http://idiot.fm/2010/12/01/leonid-parfenov-i-televizionnye-moshhi/
|