От Большого дворца и балюстрады, венчающей Большой каскад, открывается широкая панорама Нижнего парка, замыкающаяся водной гладью залива.
Необычайная по размаху, изумительная по живописности картина! Зеркальная лента канала, обрамленного фонтанами, исполин Самсон на скале,
золоченые статуи и вазы на ступенях каскадов, мраморные колоннады с
блистающими куполами, бассейны и чаши фонтанов, узорные цветники. И все
это на фоне зелени и синеющего до горизонта морского простора.
Нигде, кроме Петергофа, нет такого сочетания каскадов, фонтанов и моря. Вслед за Леблоном об этой панораме можно сказать: "...это такие вещи, которые надо видеть, чтобы судить об их красоте”.
Парк состоит из трех связанных между собой ансамблей:
- Центральный (в XVIII веке его называли Петергофский)
- Западный (Марлинский)
- Восточный (Монплезирский)
Каждый из трех ансамблей Нижнего парка имеет свой
эмоционально-образный строй, который отражается во всех составляющих его
компонентах, которые в свою очередь состоят из самостоятельных
микроансамблей — садов, отмеченных оригинальностью замысла. И в каждом
из них достигнут синтез архитектуры и движущейся воды.
В синтезе искусства и природы в Нижнем парке достигнута высшая гармония.
Прекрасная панорама открывается на Петергоф с моря. На краю
естественной 16-ти метровой террасы располагается Большой
дворец, перед которым сверкает золотом Большой
каскад. Перед каскадом взмывает вверх самая мощная струя фонатана
"Самсон, разрывающий пасть льва".
От Большого каскада к морю ведет
Морской
канал. Канал делит Нижний парк на две части - "Западную" и
"Восточную".
В восточной части находятся: дворец Монплезир, каскад
"Шахматная
Гора", "Римские фонтаны", фонтаны-шутихи.
В западной части расположены
павильон
Эрмитаж и дворец Марли, каскад "Золотая гора", "Менажерные" фонтаны.
Основой планировки парка являются две системы
пересекающихся лучевых аллей. Пять аллей радиусами расходятся от Большого
каскада: к морю вдоль канала, к Эрмитажу и фонтану
"Ева”
(в западную часть), к Монплезиру и
фонтану "Адам”
(в восточную часть).
Пятилучие пересекается с трезубцем больших
сквозных перспектив, начинающихся от
Марлинского пруда и идущих через парк в
восточном направлении: Морская
аллея связывает Марли
с Монплезиром, Березовая — с
площадью у каскада "Шахматная
гора", а Марлинская, протяженностью два
километра, доходит до самой восточной границы
парка.
Пересечение пятилучия и трезубца аллей
обогащено двумя звездами (этуалями) аллей,
направленных лучами от восьмигранных бассейнов
фонтанов "Адам” и "Ева”. Причем все основные
аллеи Нижнего парка или выходят на залив, или их
перспективы обязательно замкнуты водометами,
каскадами, фасадами зданий. И как бы ни была
велика аллея, ее перспектива, оживленная через
определенные интервалы вертикалями фонтанов,
бюстов, ваз, не кажется монотонной.
Фигурно или
геометрически подстриженные деревья и кусты
вдоль аллей образуют стены, или кулисы,
направляющие взгляд в определенную сторону, на
те или иные точки обзора, что создает единую
систему восприятия парка как в целом, так и
каждой его части в отдельности.
Не менее важный
элемент архитектуры Нижнего парка — партеры,
расположенные на выровненной поверхности или
углубленные (буленгрины). Их кружевные,
затейливые узоры созданы цветами, подстриженной
зеленью или выложены из гравия, изгари,
разноцветной каменной крошки, битого стекла.
В планировке парка последовательно соблюден
принцип композиционного равновесия. Симметрично
по отношению к Большому дворцу, каскаду и каналу
расположены все фонтаны и павильоны
центрального ансамбля. В восточной и западной
частях парка симметрично Большому каскаду
размещаются Драконов и Марлинский каскады, и
перед каждым из них — парные фонтаны. На
одинаковом расстоянии от Большого дворца и
канала построены Эрмитаж и Монплезир, фонтаны
"Адам” и "Ева”. Особенность Нижнего парка заключается в том,
что именно здесь было использовано все лучшее,
чего достигло европейское регулярное
паркостроение. Это объясняется, в частности, и
тем, что в создании петергофского ансамбля
приняли участие представители разных
национальных школ, и каждый из них, исходя из
общего замысла и своеобразия рельефа, вносил в
композицию новые выразительные элементы Источник:Мой Петергоф.
|