BOHN: Последние Новости Суббота, 23.11.2024, 03:26
Меню сайта
Категории раздела
Политика [91]
Экономика [71]
Культура [25]
История [13]
Религия [2]
Россия [70]
Приколы [23]
События [52]
Вооружения [21]
Наука и техника [31]
Здоровье и экология [11]
Животные и природа [2]
Разное [31]
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Январь » 24 » Разговор об инновациях
16:27
Разговор об инновациях


Разговор об инновациях на самом деле не так прост, как вам кажется. Многие (да что там - почти все) ведь до сих пор считают, что инновации есть явление исключительно положительное, что чем их больше - тем лучше.

Однако почти никто не понимает, что за всё надо платить. Инновации тоже имеют свою цену - и чтобы их делать, надо отказываться от развития чего-то другого, или сокращать что-то другое - возможно, не менее полезное людям.

Не все даже понимают, что такое инновации. Вот, скажем, новая модель автомобиля, выпущенная БМВ - который еще комфортнее, еще быстрее, еще тише и экономичнее прежних, это инновация? Ничуть не бывало. Это модернизация, то есть осовременивание и усовершенствование. Инновацией было бы, если бы БМВ предложила всем автомобилистам пересесть на безопасные бытовые вертолёты, или сделала автомобиль без колёс - то есть создала бы что-то ранее невиданное, совершенно новое, а не улучшило старое.

В тех же автомобилях инноваций практически нет со времен стариков Даймлера и Бенца, уже лет сто. В авиации последней инновацией были реактивные двигатели - массово примененые на самолётах еще 65 лет назад.

Понимаете теперь - о чем речь? Если бы после Даймлера все автомобильные инженеры занялись инновациями - автомобиль до сих пор ездил бы на деревянных колёсах без шин, приводился бы в движение жутким одноцилиндровым мотором, и не имел бы ни крыши, ни руля. А что бы создали инноваторы вместо него - еще большой вопрос.

Чтобы проиллюстрировать имеющееся непонимание вопроса и чрезмерный оптимизм псевдоспециалистов, начну с выдержки из статьи Владимира Харитонова:

Вопрос об инновациях слишком часто заканчивается спором о том, в какое именно место класть деньги — в нанопроцессор или в новую трубу.

Только инновации здесь по большому счёту ни при чём. Времена индустриализации миновали, и инновационную экономику не построишь так, как строили «Магнитку», Днепрогэс и Уралмаш, — навалившись всем миром на создание промышленной инфраструктуры. Инновации не растут, как грибы. И вовсе не потому, что деньги вкладываются в какие-то «не те» проекты, а потому, что забывают о почве и уходе за грибницей.

Главная проблема с инновациями в том, что заранее неизвестно, в чём они будут состоять. Их нельзя назначить или выбрать. Время Больших Проектов, Больших Вещей, Большой Науки (за редким исключением Большого адронного коллайдера или проектов, связанных с термоядерной энергетикой) прошло или подходит к концу.

Первыми это поняли американцы, озабоченные своим военно-технологическим отставанием от России после запуска первого спутника. И они постарались организовать такую систему, которая была бы способна порождать инновации в военной сфере, даже если неизвестно, как именно они будут достигнуты, — DARPA, Агентство передовых военных исследований.

DARPA не работает по прямому заказу военного ведомства. Военным слишком часто нужны те же танки, только с бронёй помощнее, и те же ракеты, только с дальностью побольше. То есть это, конечно, тоже важно, но на это у военных есть подрядчики. DARPA ставит задачи иначе. Главная — не оказаться в положении догоняющего, найти, чем ответить, избежать эффекта «спутника». А для этого надо, к примеру, научиться видеть сквозь стену, сделать невидимый самолёт, организовать связь между военными базами так, чтобы она не пострадала от ядерного удара. Так появился интернет, «Стелс» и многое другое.

Удивительно, что само агентство располагает весьма незначительным бюджетом: на фоне всего министерства обороны 226 млн долларов на 2010 год кажутся копейками. И оно ничего не производит. DARPA только ищет новые идеи, новые технологии, исследовательские коллективы и маленькие фирмочки с какими-то нетривиальными разработками, раздаёт небольшие гранты, достаточные для того, чтобы понять, вырастет что-то из идеи или нет, сможет ли идея превратиться в технологию. А потом старается пристроить перспективную технологию нужному ведомству, подрядчику и т.д., уделяя этому максимум внимания.

Точно по той же модели DARPA новая администрация организовала при Министерстве энергетики США ARPA-E, Агентство передовых исследований в области энергетики. Можете не сомневаться, рано или поздно (и вовсе не в каком-то отдалённом будущем) при поддержке ARPA-E (и параллельной системы центров поддержки исследований, организованной министерством энергетики в крупнейших американских научных институтах и университетах) будут радикально улучшена технология получения энергии из альтернативных источников и созданы новые эффективные способы её сохранения и передачи. После чего об американской зависимости от поставок импортных энергоносителей можно будет забыть. А потом всем остальным странам придётся покупать технологии, которые появились благодаря ARPA-E, если у них не окажется своих.

Надо, правда, заметить, что такая система поиска и полива ростков инноваций работает на почве, уже удобренной богатыми университетами, великолепными библиотеками и традициями изобретательства. Не исключено, что в другой культурной и экономической среде схема DARPA работать не будет. Значит, надо готовить почву.

В конце концов, инновации не самоценны. Цель любого настоящего изобретателя — вовсе не создание какого-то нового механизма или обогащение. Равно и цель государства, которое занято, к примеру, совершенствованием военной техники, — вовсе не сама военная техника. И в том и в другом случае этой целью является что-то другое. Например, здоровье и безопасность. Да просто счастье, в конце концов.

Источник - http://www.chaskor.ru/article/darpa_i_kolhoz_7766


Ну а вот теперь поговорим о том, что в этой статье неточно и передёрнуто, и почему.

Начнем с частности - бюджет организации DARPA составляет 3,2 миллиарда долларов, а отнюдь не 226 миллионов. Ошибка более чем на порядок. Пресловутые 226 миллионов - это сумма, которую DARPA в 2010 году выделила сверх своего бюджета сторонним фирмам на поддержку перспективных разработок.

Такие вещи надо знать. Равно как знать и то, что бюджет DARPA и ее расходы не всегда были такими - их серьезно урезали из-за кризиса. Американское государство c момента создания DARPA в 1958 году уже вкачало в агенство гигантские средства - получив на выходе достаточно смешной для таких сумм и во многом случайный выхлоп в виде протокола TCP/IP, основанного на нем Интернета, и BSD Unix.

К созданию Stealth-технологий DARPA не имеет практически никакого отношения. Их разработки (в части радиопоглощающих покрытий и радипрозрачных планеров самолётов) были начаты еще в нацистской Германии, откуда и вывезены в США уже в виде готовых работающих образцов. А концепция применения плоских отражающих граней для переизлучения луча радара в узкие сектора была разработана в СССР, откуда и украдена выехавшими в США на ПМЖ учеными известной национальности.

Так что как раз история со Stealth-технологией демонстрирует интеллектуальное бессилие DARPA весьма ярко.

Уже много лет DARPA тратит гигантские средства на так называемые разработки "автоматически управляемого автомобиля". Результаты есть - но их уровень поразительно убогий на фоне тех успехов, что уже достигли в этом же направлении гражданские автомобильные концерны. Скажем, итальянцы из VisLab прогнали уже практически серийные "автомобили без водителей" по 13.000-километровой трассе из Рима в Шанхай - такие автомобили предполагается использовать в Риме в качестве такси без водителей.

В концерне Ford говорят, что все технологии для "автопилотного" автомобиля давно готовы и отработаны, и выпустить его на рынок мешает лишь законодательство - собственно, всё упирается в вопрос, кто будет отвечать за ущерб, если такая машина попадёт в аварию, находясь на автоматическом управлении. Поэтому пока что автомобили в автоматическом режиме ездят медленно и только в специальных случаях - например, они автоматически, без участия человека, паркуются на свободные места стоянки. Но это делают уже СЕРИЙНЫЕ автомобили. А на полигонах, например, того же Volvo, уже давно наматывают тестовые километры машины, в которых вместо водителей-испытателей сидят роботы.

Другими словами - DARPA "разрабатывает" то, что уже давно разработано.

В заголовке статьи приведена картинка еще одного проекта DARPA - "летающего джипа". Сам концепт такой машины - это откровенная ахинея, поскольку машине, имеющей возможность летать как вертолёт, нет необходимости ездить. Это понятно любому здравомыслящему человеку - но DARPA упорно тратит миллионы на такую вот ахинею.

Созданное в 2009 году "энергетическое" ARPA-E получило годовой бюджет в 400 миллионов долларов и пока что не сделало вообще ничего.

Ну а теперь поговорим о более фундаментальном утверждении автора, что  "Времена индустриализации миновали".

В США они действительно миновали. Миновали до такой степени, что вертолеты для армии и флота США вынуждены закупать в Италии и даже в России, что основной ударный вертолет Apache AH64 давно уже не производится, и промышленность США с трудом справляется с текущим ремонтом и модернизацией старых, полуразваливающихся Апачей.

Они миновали настолько, что основой стратегической авиации США аж до 2040 года будут бомбардировщики B-52, самый последний из которых выпущен в 1963 году, и которые уже в середине 70-х годов считались устаревшими. Однако попытки заменить их сначала на B1, а потом на B2 провалились - индустрия США просто не смогла создать разумной замены.

Много лет военные США бухали гигантские средства (и по линии DARPA, и минуя ее) на программу FCS - Future Combat Systems. Предполагалось создать легкое, аэромобильное оснащение для военных бригад, которое позволило бы им вести бой хотя бы более-менее на равных с вражеской бронетанковой и мотопехотной бригадой "советского образца".

FCS провалилась. Ничего дельного создать не удалось. Созданным как временная мера в ожидании оружия FCS так называемым "бригадам Stryker" пришлось и дальше кататься на своих весьма неудачных БТРах, не имея никаких аэромобильных средств усиления, и, следовательно, возможности выдержать бой с обычными мотострелками. И это при том, что в России необходимые аэромобильные средства усиления для ВДВ были созданы (причем многие еще во времена СССР), и без всякой DARPA. Аналогичные средства были созданы и в Китае - опять же без DARPA. Но с индустриализацией.

А тем временем производство основного боевого танка M1 Abrams давно закрыто, идет лишь ремонт и модернизация старых машин. И нового танка нет даже в разработке - поскольку военным очевидно, что даже выпуск существующего нынешняя промышленность США вряд ли сможет возобновить.

Ну и совсем уж в порядке смешного - Colt вывел все заводы, производящие винтовки M16 и карабины M4, в Мексику. В США больше нет заводов, производящих основное стрелковое оружие для армии. Кстати, и сами образцы вооружений настолько не выдерживают сравнений, например, с образцами немецких производителей - что армия США понемногу переходит на немецкие винтовки Heckler&Koch, бельгийские пулемёты и итальянские пистолеты.

Вот такую инновационную экономику построили в США. Из которой почти вся промышленность уехала в Китай.

И теперь США уткнулись в то, что они не только не могут построить то, что придумывают инноваторы - но даже не могут поддерживать в рабочем состоянии старое. Ибо индустрии нет.

Простой пример: двигатели для B-52 не производятся уже почти 40 лет. Технологии утрачены. Сейчас их чинят, снимая детали со старых двигателей - но всем уже ясно, что долго так не протянуть. От безнадёги рассматривается вариант переделать самолет под двигатели с гражданских "боингов" - но объем переделок таков, что затея оказалась слишком сложна для нынешней американской инженерии.

Это смешно, да. Dreamliner вроде бы выпускают - а приделать другие моторы к древнему бомберу не могут.

Похожая проблема с моторами для M1 Abrams. Их выпуск тоже давно прекращен, часть оснастки и документации утрачена. Запас моторов с ремонтных складов исчерпан (а что вы хотите - война в Ираке, война в Афганистане, да еще оказалось, что эти газовые турбины, разработанные первоначально для вертолетов, плохо переносят пыль и песок). Сейчас моторы на замену снимают с тех танков, что стоят по всему миру на военных базах США на хранении. То есть портят одни танки, чтобы починить другие. И никакого выхода не видно.

Или вот посмотрите на ядерные ракеты США. Вы в курсе, что ни они сами, ни боезаряды к ним уже много лет в США не производятся?

Что в шахтах на дежурстве стоят одни лишь разработанные еще в конце 60-х годов Минитмены-3, последний из которых был выпущен аж в 1979 году? И на замену им нет ничего. Всё, что могут теперешние "инновационные" США - это прикрутить на эти древние ракеты оставшуюся от программы MX электронику, да пытаться заменить стартовую ступень, в которой от старости растрескалось твердое топливо.

Или вот боеголовки для них - когда W62 окончательно прокисли, США были вынуждены начать ставить на Минитмены-3 боеголовки W87, оставшиеся от ликвидированных ракет MX - по одной штуке на ракету, вместо трёх прежних. Кончаются и сроки годности у боеголовок W78 - им пытаются продлить жизнь, поскольку в боеспособности головок W87 возникли серьезные сомнения.

А просто произвести новые боеголовки в США уже не могут. Потому что "Времена индустриализации миновали".

И нам, как вы понимаете, прелагают равняться на вот такую систему.

Которая уже привела США в задницу.

Ну что - пойдем за ними?

BBird специально для news.bohn.ru

Категория: Наука и техника | Просмотров: 3465 | Теги: США, Разговор об инновациях, Сколково, DARPA, Россия | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем bbird на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Архив записей
Copyright Последние Новости BOHN © 2024
Компактный вид сайта
Создать бесплатный сайт с uCoz