Причиной аварийной
посадки самолета Ту-154 в Коми стало нарушение электроснабжения
самолета, объявила Генпрокуратура. Летчиков смогли посадить лайнер на
полосу, не приспособленную для таких больших самолетов.
В среду Гепрокуратура объявила предварительную причину
аварийной посадки самолета Ту-154, произошедшей накануне в Коми.
Эксперты выяснили, что к ЧП могло привести нарушение электроснабжения
самолета, передает «Интерфакс». На борту лайнера авиакомпании ЗАО «Мирнинское
авиапредприятие АЛРОСА», выполнявшего рейс из Якутска в Москву,
находились девять членов экипажа и 72 пассажира, в том числе трое детей и
беременная женщина.
Как рассказали «Газете.Ru»
в Росаваиции, через четыре часа полета на высоте 10,6 километра у
Ту-154 отказала система электропитания, отключилось навигационное
оборудование и радиосвязь. Командир принял решение спуститься на 3
тысячи метров, чтобы включить вспомогательную силовую установку —
аварийную систему, приводящую в действие резервный генератор, снабжающий
машину током. На этой высоте выяснилось также, что самолету может не
хватить топлива, чтобы хотя бы попытаться совершить аварийную посадку в
тайге: электронасосы перекачки топлива в расходный бак перестали
работать. В итоге пилоты приняли решение приземляться на недействующем
аэродроме Ижма, ВПП которого не приспособлена для посадки гражданских
лайнеров.
«После
того как в полете произошло отключение электроприборов, экипаж был
вынужден посадить самолет», — сообщили в Генпрокуратуре.
Пилоты
— Андрей Ломанов и Евгений Новоселов — фактически совершили подвиг,
отмечают эксперты. Им пришлось вручную сажать тяжелый лайнер на
маленькую взлетно-посадочную полосу заброшенного аэродрома Ижма в
Ижемской районе Республики Коми. Ее длина составляет всего 1300 метров, и
она предназначена для посадки самолетов типа Ан-24. Последний раз
самолетные шасси касались этой трассы десять лет назад. Дорога заросла
травой.
Очевидцы рассказывали, что было страшно смотреть, как самолет пытался приземлиться.
После
двух неудачных заходов лайнер все-таки удалось посадить, однако места
для торможения было слишком мало. Машина выкатилась за пределы полосы. К
счастью, за бетонкой шло редколесье — опушка, заросшая невысокими
сосенками. Самолет буквально срезал верхушки деревьев. Колеса
многотонного лайнера тут же зарылись в землю, однако остановиться «Ту» смог только через 200 метров.
Посадка вышла настолько аккуратной, что ни один человек не пострадал.
Выбив
люки, экипаж спустил надувные трапы, и перепугавшиеся пассажиры
покинули салон. К месту ЧП тут же прибыли местные спасатели. Пассажиров с
багажом перевезли в Ижму и разместили в гостинице при районном
спорткомплексе. Там их уже ждали психологи и врачи. Многие предпочли
снимать стресс алкоголем, купленным в местном кафе. Когда пассажирам
предложили доехать до ближайшего аэропорта в Ухте и отправиться в Москву
другим самолетом, только двое предпочли после пережитого ужаса
добираться до столицы поездом.
Специалисты предлагают дать экипажу медали за проявленный героизм.
«Чудотворцы: примостить почти полностью «мертвый» Ту-154 на 1200 метров! — восхищаются читатели форума на Avia.ru. — И лайнер целый, и ни одного пострадавшего!» «Экипаж
— молодцы! Какие нужны еще доказательства, что такие чудеса способны
творить только высокоподготовленные пилоты, штурманы, бортовые
инженеры», — вторят другие.
По словам заслуженного
летчика СССР, президента Фонда развития инфраструктуры воздушного
транспорта Олега Смирнова, экипаж Ту-154 был действительно очень
опытным. По мнению Смирнова, «в
невероятных условиях, когда отказала вся система, а затем
электроприборы, они показали хладнокровие и высочайший профессионализм.
Всему, что они сделали, пилотов учат, но здесь наметанный глаз летчиков
сработал сразу», — сообщил «Газете.Ru»
Смирнов. По словам собеседника, командир в сложных условиях понял, что
нужно снижаться на 3 тысячи метров, чтобы включить аварийную систему
снабжения током. «Когда
система не сработала, он нашел в тайге аэродром. Зная, что у ВПП
недостаточная длина, что аэродром много лет не использовался, он
совершил блестящую посадку. И нашел единственный в таких условиях
выход», — сказал Смирнов. Тем не менее, по его словам, что происходило
на борту, выяснится только в ходе расследования. «В
любом случае, чтобы ни показало расследование и какую бы роль по его
итогам ни сыграли в инциденте пилоты, они совершили блестящую посадку.
Их профессионализм налицо — все живы и здоровы», — сказал Смирнов.
Представитель Росавиации подтвердил «Газете.Ru», что оба пилота были опытными летчиками, «с большим налетом».
При этом и Ломанов Андрей, и Евгений Новослелов были КВС — командирами воздушного судна. «Из Полярного в Москву из-за больших расстояний летают так называемые усиленные экипажи», — пояснил собеседник.
Между
тем посетители авиационного форума осторожно высказывают главный
вопрос: насколько была серьезной ситуация на борту, если пилоты
предпочти вручную садиться на короткую полосу и не пытались долететь до
аэропорта Ухты? «Значит, «прижало»
серьезно, если осознанно садились на полосу, не предназначенную вообще
теперь для приема самолетов, — пишут форумчане. — До Ухты 100
километров, но даже пробовать дотянуть не стали».
В
настоящее время на месте происшествия работает комиссия Росавиации, в
которую входят представители территориального и центрального управления,
представители компании АЛРОСА, ОАО «Туполев». «Комиссия
сейчас оценивает состояние и работоспособность самолета и его систем,
действия экипажа при посадке, подготовке к полету и во время полета.
Расшифровываются параметрические данные», — отметили также в Росавиации.
Доследственную проверку начал СКП, сообщил «Интерфаксу» официальный представитель СКП Владимир Маркин. По ее результатам будет принято процессуальное решение.
Перед авиакомпанией стоит главный вопрос — что делать с Ту-154.
Даже если машину вытащить из леса и поставить на бетонку, никто не гарантирует, что самолет взлетит: слишком короткая полоса.
Кроме
того, еще предстоит выяснить, что случилось с электроникой, насколько
она оказалась повреждена. Не исключено, что машина просто будет
разобрана на части. Предприниматели в Коми уже заявили, что
рассматривают застрявший самолет в качестве ресторана или гостиницы
Источник:Газета:ru