Фёдор ДОСТОЕВСКИЙ
«По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, – не
будет у России, и никогда не было, таких ненавистников и клеветников и
даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия
освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!.. Даже о
турках станут говорить с большим уважением, чем о России; они будут
заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию,
сплетничать на нее и интриговать на нее… Особенно приятно для
освобожденных славян высказываться и трубить на вес свет, что они
племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре,
тогда как Россия – страна варварская, мрачной северный колосс, даже не
чисто славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации…
Между
собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и
друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь
серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью…
России
надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже,
может быть, обнажать за них меч при случае. Разумеется, сейчас же
представляется вопрос: в чем же тут выгода России, из-за чего Россия
билась за них сто лет, жертвовала кровью своей, силами, деньгами? Неужто
из-за того, чтобы пожать столько маленькой, смешной ненависти и
неблагодарности?.. Для того, чтоб жить высшей жизнью, великой жизнью,
светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать, в
конце концов, великий и мощный организм братского союза племен, создать
этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением,
примером, любовью, бесЗкорыстием, светом; вознести, наконец, всех малых
сих до себя и до поднятия ими материнского ее признания – вот цель
России, вот и выгода ее, если хотите. Если нации не будут жить высшими,
беЗкорыстными идеями высшими целями служения человечеству, а только
будут служить своим «интересам», то погибнут эти нации, несомненно,
окоченеют, обессилят и умрут. А выше целей нет, как те, которые
поставить перед собой Россия, служа славянам, беЗкорыстно и не требуя от
них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь)
воссоединению в великое целое». "Чего же мы достигли?.. Результатов
странных: главное все на нас в Европе смотрят с насмешкой, а на лучших и
беЗспорно умных русских в Европе смотрят с высокомерным снисхождением.
Не спасла их от этого высокомерного презрения и самая эмиграция из
России, то есть уже политическая эмиграция и полное от России отречение.
Не хотели европейцы почесть нас за своих ни за что, ни за какие жертвы и
ни в каком случае.
Мы
у них в пословицу вошли. И чем больше мы им в угоду презирали нашу
национальность, тем более презирали они нас самих. Мы виляли перед ними,
подобострастно исповедовали наши «европейские» взгляды и
убеждения, а они свысока нас не слушали и обыкновенно прибавляли с
учтивой усмешкой,.. что мы это у них все «не так поняли».
Как
же быть? Стать русскими во-первых и прежде всего. Стать русским значит
перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы
начали уважать народ наш и национальность нашу, тотчас же начнет и нас
самих уважать. Тогда не отвертывались бы от нас высокомерно, а
выслушивали бы нас. Став самими собой, мы наконец получим облик
человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного существа, а не
раба, не лакея,.. нас сочтут тогда за людей, а не за международную
обшмыгу...
Мы
убедимся тогда, что настоящее социальное слово несет в себе никто иной
как народ наш,.. в духе его заключается живая потребность всеединения
человеческого, всеединения уже с полным уважением к национальным
личностям и к сохранению их, к сохранению полной свободы людей и с
указанием, в чем именно эта свобода заключается, – единение любви,
гарантированное уже делом, живым примером, потребностью на деле
истинного братства, а не гильотиной, не миллионом отрубленных голов...
А,
впрочем, неужели и впрямь я хотел кого убедить. Это была шутка. Но –
слаб человек: авось прочтет кто-нибудь их подростков, из юного
поколения...».
* стрюцкие – «это подлые, дрянные, презренные люди», – считал великий писатель.
«ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ» (1876 г.).
|