Те, кто рассчитывает услышать про «масонский
заговор», будут разочарованы. Речь пойдёт о другом. Недавно один мой
знакомый стал сетовать, что наше поколение, рождённых в СССР в 50-70-е
годы прошлого века- поколение потерянное. Несостоявшиеся, не совершившие
ничего в жизни, мы так и не стали ни лидерами ни специалистами и не
сказали своего слова. Так ли это на самом деле?
Сколько я помню
себя и своих сверстников, всю жизнь мы боремся за существование. Мы,
включая тех кто уехал на запад, пережили и сумели приспособится к трём
разным политическим системам. Мы пережили пять или шесть изменений
денежной системы, в то время как в США ещё принимают доллары,
напечатанные в 1928г. Мы сумели адаптироваться в условий двух разных
цивилизаций, советской и западной, научились разговаривать и думать на
двух разных языках. Как-то не похоже на неудачу.
Сравнивая себя
со сверстниками, выросшими на западе, я прихожу к выводу, что мы
намного их сильнее и жизнеспособнее. Прежде всего мы, люди воспитанные
в Советском Союзе, третье поколение, выросшее в условиях атеизма. Во
всех странах, где религия отделена от государства, заигрывание
государства с религией происходило и происходит в той или иной форме.
Только советская/коммунистическая идеология была сильной настолько,
чтобы этим не пользоваться. Она создала общество, в котором природа и
общественные явления объяснялись с естественно-научных и классовых
позиций.
Естественно-научные объяснения учат нести
ответственность за свои поступки, а не перекладывать её на силы, контакт
с которыми не возможен. Говоря всё это я имею ввиду религию как
политический институт. Индивидуальная вера это личное дело каждого.
Мы воспитаны в условиях мощной идеологии. Ценность экономической теории
Маркса ещё никто не отменял и не оспаривал. Маркса проходят и в
западных университетах. Теория исторического материализма давала пусть
очень общую, но достаточно ясную канву для понимания истории и текущих
событий. Она давала объяснение глубинных процессов развития
человеческого общества, взамен объяснений с использованием случайных
явлений или воли высших сил.
Важно в данном случае само наличие в
обществе идеологии как фактора формирующего личность. Для сравнения -
на западе идеологии не существует. Если, конечно, не понимать под
идеологией культ потребления и комфорта.
Мы знали, что живём в
обществе, построенном на «правильных основах». Даже если это было не
так, само сознание этого факта сформировало мироощущение победителей.
Мы знали, что поезд истории везёт нас в правильном направлении, даже
если он движется медленно и совершает много остановок в пути.
Общество, где осуждались собственность и богатство более соответствует
мировым представлениям о морали с точки зрения всех известных религий и
культур чем общество где добывание денег и обладание собственностъю
возведено в ранг жизненной цели.
Мы - дети советской системы
образования. Как сказал один находящийся в иммиграции пожилой учёный,
Советский Союз собирался править миром и поэтому готовил соответствующие
кадры.
Советская система образования была классической и давала
структурированные знания, предназначенные для формирования кругозора и
развития индивидуального сознания. Наша система образования стремилась
сформировать у ученика понимание основ и дать ему инструменты для
самостоятельного развития.
Там, где в советской школе было пять
или шесть предметов, такие как математика, физика, химия, астрономия,
биология, и д.р. в западной, в частности, канадской школе, существует
только один science - наука. Гуманитарные предметы, такие как
обществоведение, история, география объединены в предмет social studies,
общественные науки. Таких необходимых для формирования личности
предметов как литература и история в канадской школе нет вообще.
Литература объединена с языком и представляет очень незначительный
список книг необязательный к прочтению. История же – это отдельные
рассказы из жизни Древнего Рима и североамериканских индейцев.
Иными
словами, образование превращается в набор историй о предмете,
объединённый сиюминутными задачами, а не логикой развития знания. То же
происходит и с высшим образованием. Университеты готовят хороших, но
узких специалистов, не развивая кругозор, необходимый для
самостоятельного изучения, повышения квалификации или даже смены
специальности, которая, как мы убедились, бывает очень необходима. В
результате у человека образуется набор знаний, но нет картины мира.
Западное общество формировало и формирует определённый тип
человеческого сознания, тип управляемый и не предназначенный для того,
чтобы осмысливать мир и себя в нём. Как бы фантастично это не звучало,
такая система очень логично вписывается в основной принцип западного
общежития – удобство функционирования бизнеса. Бизнесу, особенно
большому, нужна предсказуемая и управляемая среда обитания, в данном
случае - человеческое общество.
Большой бизнес не следует
удовлетворению человеческих потребностей, а формирует новые, необходимые
для своего функционирования. В связи с этим, бизнесу нужен человек,
который внушаем рекламой и не задумываясь меняет хороший электробытовой
прибор на новый, даже если для этого ему надо залезть в долги. В
политическом плане бизнесу нужен человек, который будет голосовать за
того, кто бизнесом уже выбран.
Если вернуться к отличительным
чертам нашего поколения, то, сравнивая себя с поколением родителей, надо
признать, что у нас были лучшие условия жизни и больше досуга. Это
позволило луше осознать себя и своё место в мире.
Можно также
добавить несколько слов о качествах, присущих русской нации вообще. Это
гибкая психика, приспосабливаемость и желание понять точку зрения
собеседника. Это доверие своей интуиции, а не только разуму.
Как
мы знаем, разум - это всего лишь инструмент. Мы же доверяем интуиции и
поверяем свои знания всем арсеналом человеческого опыта. Наверно, есть
и другие отличительные черты. Но даже с тем, что перечислено, надо
признать, что мы, последнее поколение, воспитанное в Советском Союзе, -
продукт уникального стечения социальных, культурных, политических и
этнографических факторов, которое может никогда не повториться в
истории. Иными словами, мы - это сегодняшняя мировая интеллектуальная и
духовная элита.
Автор-Андрей Корсунцев.