В России началась пиар-кампания против негативной подачи информации в прессе о чрезвычайных происшествиях и кризисных ситуациях. Возглавила акцию по позитивному программированию населения малоизвестная пиар-группа "Инсайдерс". По словам ее гендиректора Андрея Лапшова, журналисты виноваты в том, что выпуски новостей и первые полосы газет переполнены сообщениями о взрывах, убийствах, крушениях самолетов и прочих трагедиях и чрезвычайных ситуациях. По утверждению Лапшова, российские СМИ занимаются "пропагандой паники" и создают негативный имидж страны, который отталкивает иностранных инвесторов. "Смакуемые российскими журналистами сообщения о таком количестве падающих самолетов, взрывов и убийств преследуют цель напугать население и создает превратное впечатление о России у иностранных инвесоров, которые выбирают страны с более спокойным и благополучным информационным полем", - говорит Лапшов. Профессор Юрий Полещук, руководитель клинического отделения Московского НИИ психиатрии Минздрава России идет еще дальше в развитии идеи пагубного влияния негативных новостей на здоровье нации. Он говорит о наличии загрязнения информационного пространства и необходимости подсчитать норму ПДК вредной информации. По словам профессора Полищука, количество и качество сообщений о чрезвычайных ситуациях угрожает даже демографической ситуации и национальной безопасности. "Сейчас около 50 миллионов россиян в силу затяжного психо-эмоционального и социального стресса нуждаются в помощи либо психолога, либо психотерапевта, либо психиатра. Но надо говорить и об экономическом аспекте, и о демографическом. Надо говорить во весь голос об аспекте национальной безопасности", - считает Полищук. В этой связи одни считают, что негатив, или как еще говорят в России - "чернуха" или "кладбищенская информация", - это следствие заказа со стороны владельцев СМИ в погоне за рейтингами. Мол, кто платит, тот и заказывает музыку. Однако социолог Тамара Науменко говорит: "Если наверху играют на скрипке, не удивляйтесь, что внизу танцуют". По ее словам, ситуацию с прессой хорошо отражает известная пословица "Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива". "Пресса отражает то, что у нас в обществе происходит, нравится это кому-то или нет", - говорит Науменко. Социолог приводит данные, согласно которым с 1990 года уровень преступности в России вырос в три раза. Однако социологические опросы показывают, что около половины россиян считают виновниками большинства бед журналистов. По словам Бориса Клина, журналиста, работающего на первом российском телеканале, руководство ОРТ все настойчивее вводит различные запреты. "А теперь, выходит, нас открыто призывают создать благополучную виртуальную реальность, сделать всем красиво?" Клин категорически возражает против запрета показа по телевидению результатов катастроф, увечий и трупов. Между тем, западные журналисты, работающие в России, отмечают, что российское телевидение и печатная пресса грешат грубым натурализмом. Во многих странах Запада редакционная политика запрещает показывать мертвые тела, лужи крови, изувеченные лица погибших и оторванные части тел. По мнению же правозащитников, отстаивающих права журналистов и свободу слова, за начатой малоизвестной коммуникативной группой пиар-кампанией может стоять политический заказ по сужению свободы прессы.
|